+7 (861) 233-76-47, +7 (861) 233-76-05

Новости
11.06.15
Участок магистрали Москва - Санкт-Петербург с 1 июля станет платным

С 1 июля 2015 года за проезд по отрезку трассы М-11 с 15-го по 58-ой километр будет взиматься плата.

22.03.15
Субъекты федерации смогут взимать плату за проезд по дорогам

Минтранс подготовил пакет поправок в законодательство, чтобы разрешить регионам собирать плату за проезд по дорогам с грузовиков.

13.03.15
Глава Крыма хочет снизить цену на Керченской переправе

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил, что планируется снижение стоимости переправы фур через Керченский пролив.

Взаимоотношения "грузовладелец - посредник - перевозчик"

Цепочка контрагентов

Рассмотрим более подробно правовые отношения, возникающие между грузовладельцем, посредником и перевозчиком. Под грузовладельцем будем понимать грузоотправителя или грузополучателя, а под посредником – организацию или индивидуального предпринимателя, который принимает заявки на перевозку груза от грузовладельца, занимается поиском наёмного транспорта и находит его у перевозчика. Допустим, что в этой цепочке посредник только один.

Будем рассматривать наиболее распространённую схему, которая общепринята в нашей стране на настоящий момент. Большинство отклонений от описанной схемы не слишком существенны, чтобы разбирать их отдельно друг от друга. 

Итак, посредник и грузовладелец заключают договор. Обычно грузовладелец именуется в этом договоре «Заказчик», «Грузоотправитель» или «Грузополучатель», а посредник – «Исполнитель» или «Экспедитор», реже «Перевозчик». После этого грузовладелец даёт задание посреднику найти транспорт для перевозки определённого груза по определённому маршруту. После того как посредник находит машину для выполнения заказа грузовладельца, ему по электронной почте или по факсу присылается заявка, в которую посредник вписывает данные автомобиля и водителя, после чего отправляет эту заявку грузовладельцу. Между посредником и перевозчиком происходит примерно такой же документооборот – договор и заявка, в которых посредник именуется «Клиентом», «Заказчиком» или «Экспедитором», а перевозчик – либо «Исполнителем», либо, собственно, «Перевозчиком».

Следует отметить, что согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается составлением грузоотправителем транспортной накладной по утверждённой форме (ст. 6 Постановления правительства от 15.04.2011 №272). Посредник не является стороной, участвующей в перевозке груза, так как в соответствующих нормативно-правовых актах указаны стороны, участвующие в процессе перевозки грузов – это грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.

Перевозчик подаёт транспорт на погрузку согласно заявки посредника, грузоотправитель составляет транспортную накладную, в которой, обычно, в качестве перевозчика фигурирует посредник. Получается интересная с юридической точки зрения ситуация: с одной стороны в качестве перевозчика в 10-ом разделе транспортной накладной указывается организация, которая должна нести ответственность за груз в процессе перевозки (и чаще всего её несёт), с другой стороны – эта организация не присутствует на погрузке, не принимает груз и не осуществляет непосредственно перевозку груза. Грузоотправитель, в свою очередь, имеет реальную возможность узнать наименование организации или индивидуального предпринимателя, выполняющего перевозку, но не пользуется ей (в соответствии со ст. 10, п. 1 УАТиГНЭТ, водитель при приёме груза для перевозки предъявляет удостоверение личности и путевой лист, в котором указывается наименование организации, выдавшей его).

Таким образом, в этой цепочке заключаются два договора:

  1. Договор перевозки - между грузоотправителем и посредником.
  2. Смешанный непоименованный договор с элементами договора перевозки, договора представительства, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, агентского договора (возможны вариации) - между посредником и перевозчиком.

Каковы последствия совершения такой сделки? Их несколько, но все они не очень приятные:

  • в случае повреждения или порчи груза грузовладелец должен предъявить претензию перевозчику, указанному в транспортной накладной, в этом случае гарантией возмещения причинённых убытков чаще всего является наработанная дебиторская задолженность;
  • реальный перевозчик может обратиться к грузоотправителю и потребовать причитающеюся ему провозную плату (о размере платы ниже), в то время как грузовладелец уже оплатил доставку груза посреднику (случаи хоть и редкие, но случаются, вряд ли хоть один грузовладелец захочет оплачивать перевозку повторно);
  • посредник фактически не может нести ответственность за действия перевозчика, который, в свою очередь, согласно документов, не является перевозчиком, следовательно, товарно-материальные ценности, находящиеся в фургоне, не являются грузом, который перевозчик должен доставить грузополучателю, доставку груза фактически обязан осуществить посредник и, фактически, только документ под названием "договор-заявка" между посредником и перевозчиком является гарантией доставки груза. Это весьма сложный момент, который при наличии дефектов договора между посредником и перевозчиком может полностью нивелировать ответственность последнего.

Пятнадцатый раздел транспортной накладной содержит сведения о провозной плате: стоимость услуг, оплата дополнительных расходов, возникших в ходе перевозки и т.д. Часто этот раздел не заполняется грузоотправителем. В этом случае перевозчик может воспользоваться своим правом, данным ст. 424, п. 3 ГК РФ: "В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги", либо предъявить грузоотправителю прейскурант, действовавший на момент совершения перевозки, основывая свои действия ст. 8 Постановления правительства от 15.04.2011 №272: «До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы». Цены в прейскуранте могут быть в несколько раз выше цен, установленных в договоре перевозки между грузовладельцем и посредником, который является недействительным.

Выходом из данной ситуации может служить заключение с посредниками агентских договоров в соответствии с главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае посредник (агент) должен будет предоставлять отчёты о своей деятельности, следовательно, грузовладелец будет реально видеть размер агентского вознаграждения. Разумеется, самым лучшим вариантом, при котором грузовладелец будет спокоен за свой груз, будет работа с непосредственным перевозчиком. 

Подведём итоги:

  • транспортная накладная – это не просто «документы на груз», а подтверждение заключения договора перевозки, в котором определяются стороны – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель;
  • неправильное заполнение транспортной накладной может привести к самым серьёзным последствиям;
  • наилучшим выходом для грузовладельца, при невозможности работать с непосредственным перевозчиком напрямую, является работа с посредником по агентскому договору в полном соответствии с 52-ой главой Гражданского кодекса, либо по договору об оказании информационных услуг.

Читайте также:

Кто такой экспедитор

Заблуждения, встречающиеся в грузовых автомобильных перевозках

Выбор  транспортной компании 

Удержание груза перевозчиком

Неоплата выполненной перевозки груза

Юридическая консультация 

Контакты

Адрес: г. Краснодар, ул. Болотникова, 26

Телефоны: 

(861) 233-76-05

(861) 233-76-47

E-mail: kirik1@mail.ru   skype 

facebook_logo твиттер