+7 (861) 233-76-47, +7 (861) 233-76-05

Новости
11.06.15
Участок магистрали Москва - Санкт-Петербург с 1 июля станет платным

С 1 июля 2015 года за проезд по отрезку трассы М-11 с 15-го по 58-ой километр будет взиматься плата.

22.03.15
Субъекты федерации смогут взимать плату за проезд по дорогам

Минтранс подготовил пакет поправок в законодательство, чтобы разрешить регионам собирать плату за проезд по дорогам с грузовиков.

12.03.15
Глава Крыма хочет снизить цену на Керченской переправе

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил, что планируется снижение стоимости переправы фур через Керченский пролив.

Удержание груза перевозчиком

Автопоезда

Неприятности случаются у всех. Временные финансовые трудности, отсутствие понимания юридических последствий при заключении договора перевозки с организацией, которая перевозчиком не является, неверное заполнение транспортной накладной – всё это может послужить причиной удержания груза перевозчиком. Отсутствие в законах однозначных условий, при которых перевозчик получает право удерживать вверенный ему груз, не всегда позволяет объективно оценить правомочность действий перевозчика. Но давайте попробуем разобраться – а всегда ли виноват в этом перевозчик? Какие мотивы толкают его на удержание груза? Какие юридические последствия удержания груза?

Юридически перевозчик имеет законодательно закреплённое право удерживать груз в соответствии со ст. 790, п. 4 Гражданского кодекса РФ: «Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства». Обратите внимание, что критериев, позволяющих определить правомочность действий перевозчика по удержанию груза, не указано. Следовательно, перевозчик имеет полное право удерживать груз для получения причитающихся ему платежей, связанных с перевозкой, основания для удержания могут быть самыми различными. Наиболее распространённые основания:

  • отсутствие оплаты в установленный договором перевозки срок;
  • возникновение сомнений в платёжеспособности заказчика перевозки, которые могут быть объяснены объективными причинами.

Разумеется, основания для удержания могут быть иными, приведённые выше – наиболее частые.

Следует помнить о том, что удержание груза – неприятная процедура не только для грузоотправителя и грузополучателя ввиду понятных причин. Перевозчику также нет смысла прибегать к удержанию всех грузов подряд, так как это также создаёт для него вполне объяснимые неприятные последствия:

  • автомобиль с грузом простаивает и не зарабатывает деньги, в то время, как зарплата водителю начисляется, лизинговые или кредитные платежи необходимо оплачивать в срок;
  • лишние переговоры, которые зачастую сопряжены с значительным стрессом, так как их ведут люди, не имеющие должного образования или подготовки, пытаясь давить на перевозчика эмоциями;
  • нередко приходится проводить встречи, призванные урегулировать возникшую проблему, что порождает лишнюю трату времени;
  • часто приходится объяснять грузовладельцам и посредникам, что в действиях перевозчика нет состава уголовного преступления; такие объяснения не всегда воспринимаются контрагентом, который остаётся в полной уверенности, что перевозчик совершает преступления, предусмотренные ст. 158 (кража) и 159 (мошенничество) Уголовного кодекса РФ. Грузовладелец обращается в полицию, где его заявление не принимают, так как отсутствует состав уголовного преступления – перевозчик не скрывает местоположение груза, перевозчик действует в полном соответствии со ст. 790, п. 4 ГК РФ, перевозчик указывает объективные причины для удержания груза, нет обращения груза в свою пользу;
  • зачастую грузовладелец начинает доказывать перевозчику, что по договору с посредником тот не имеет права удерживать груз; понятно, что перевозчик не имеет отношения к взаимным договорённостям между третьими лицами.

В качестве аргумента в споре может приводиться то, что перевозчик обязан предоставить транспортные накладные, товарные накладные и прочие документы, которые имеют какое-либо отношение к конкретной перевозке груза. Иными словами, заказчик перевозки не может быть уверен в том, что перевозка груза выполнена и у грузополучателя нет нареканий к работе перевозчика. Аргумент не самый удачный по следующим причинам:

  •  ст. 785, п. 1 Гражданского кодекса гласит: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». То есть, оплата производится за саму перевозку, а не за предоставление каких-либо документов, подтверждающих её факт;
  • организация документооборота между грузоотправителем и грузополучателем не входит в обязанности перевозчика. При необходимости заказчик может заключить дополнительный договор возмездного оказания услуг по возврату документов, имеющих отношение к перевозке с соответствующей оплатой этих услуг;
  • транспортным законодательством предусматривается срок исковой давности 1 год – более чем достаточный, чтобы предъявить перевозчику претензию в случаях, предусмотренных законом; отсутствие документов, подтверждающих факт перевозки не сильно повлияет на выяснение того была ли выполнена перевозка в срок и был ли доставлен груз в том виде, в котором перевозчик принял его к перевозке.

Подведём итоги:

  • удержание груза – процедура неприятная как для грузовладельца, так и для перевозчика;
  • отсутствие критериев для оценки возможности удержания груза перевозчиком даёт ему большие возможности;
  • работа через посредника вне правовых рамок в разы увеличивает шанс того, что ваш груз будет удержан;
  • перевозчик, скорее всего, не понесёт ответственности за просрочку доставки груза, если у него будет объективная причина для удержания;
  • правильное заполнение транспортной накладной и корректное заключение договора перевозки в большинстве случаев позволит избежать удержания груза перевозчиком.

Читайте также:

Претензии и акты, встречающиеся в грузовых перевозках автотранспортом

Наша ответственность

Сдача груза на склад временного хранения

Неоплата перевозки груза

Юридическая консультация по поводу удержания груза 

Контакты

Адрес: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 121

Телефоны: 

(861) 233-76-05

(861) 233-76-47

E-mail: kirik1@mail.ru